Об этом рассказал генеральный директор компании «МАРИНЕРУС» Алексей Зайцев на III Форуме «Арктика – Регионы», передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
По его словам, Беломорканал сегодня имеет стратегическое значение, однако по грузообороту не дотягивает до своих возможностей, например, до пика более 7 млн тонн в 80-х.
«Канал длиной 227 км был построен из расчета на суда шириной не более 14 м, с длиной камер 135 м. Для большинства нашего речного флота требуется 17 м. Канал имеет стратегическое значение, и его необходимо модернизировать в ближайшее время. Попытки проектирования такой модернизации предпринимались дважды, начиная с 80-х. В данный момент ведется обсуждение с участием экспертов, администрации канала и правительства Республики Карелии. По предварительным расчетам, модернизацию следует провести путем создания дублирующих веток на пяти участках. Также с участием Института водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прорабатывается вариант сокращения пути на 60 км. По нашей оценке, стоимость проектирования составит от 15 млн до 50 млн рублей. Модернизация одного шлюза — 2 млрд рублей. Максимальная стоимость всего проекта — 100 млрд рублей», — сказал Алексей Зайцев.
По его оценке, строительство канала займет не более трех лет, из которых большая часть времени уйдет на проектирование и согласование, поскольку у объекта есть ряд различных геофизических, экологических и социальных факторов, таких как особенность грунта, необходимость дноуглубления в морской части Беломорска, наличие редких видов рыб, необходимость согласования с планами Кемско-Беломорской агломерацией.
1 августа в Архангельске завершился III Форум "Арктика-Регионы", который прошел при поддержке госкорпорации "Росатом". В этом году центральными темами форума стали международное сотрудничество и укрепление связей между арктическими регионами.
На совместном заседании комиссий Государственного совета РФ, посвящённом международной кооперации и Арктике, специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации "Росатом" Владимир Панов подчеркнул необходимость стратегического управления Арктикой как единой системой. Он уделил особое внимание инфраструктуре Северного морского пути (СМП), сказав: "Необходимо отметить, что международная морская логистика развивается по пути увеличение дедвейта грузовых судов. Это означает, что для развития международного транспортного коридора необходима система глубоководных портов со специализированными терминалами. Первостепенная задача – это развитие портов для действующих Арктических проектов (Сабетта, Диксон, Певек, Дудинка). Развитие этих портов будет обеспечивать рост грузопотока Арктических проектов и позволит увеличить грузопоток по СМП до 70-109 млн тонн к 2030 году".
Была отмечена также важная роль в обеспечении грузопотока атомного ледокольного флота. Генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Яков Антонов сказал, что главным вызовом для предприятия станет готовность к ледокольному обеспечению всего заявленного грузопотока в акватории СМП. "Для решения этой ключевой задачи необходимо обеспечить надежную эксплуатацию и продление ресурса ядерных энергетических установок на атомоходах "Таймыр", "Вайгач" и "Ямал". В настоящее время введены в эксплуатацию четыре универсальных атомных ледокола. Нам важно обеспечить надежную техническую эксплуатацию этих судов на протяжении всего срока службы".
III Форум «Арктика – Регионы» проходит в Архангельске с 31 июля по 1 августа 2025 года. В третий раз площадка форума выступает местом для встречи операторов нефтегазовых и горнорудных проектов в Арктике, владельцев транспортного, промыслового и ледокольного флота, представителей крупных промышленных и логистических компаний, крупнейших судостроительных, машиностроительных и судоремонтных предприятий, отраслевых экспертов и представителей органов государственной власти.
Ключевыми темами стали: инвестиционная привлекательность и новые проекты, импортозамещение в ЛПК и ЦБП, эффективное развитие судоходства и морской логистики по Северному морскому пути, цифровизация, автоматизация и роботизация, кадровое обеспечение, развитие опорных населенных пунктов АЗРФ, развитие ресурсной базы арктической зоны и многое другое.
Организатором Форума выступает Правительство Архангельской области при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, соорганизатором – ООО «НЕВА-Интернэшнл».
Титульный партнер мероприятия – ГК «Росатом», стратегический партнер – ПАО «Банк ПСБ».
Подпишитесь на наш Telegram-канал