От имени организаторов Форума «Арктика-Регионы» сердечно поздравляем вас с Днем Победы!
От имени организаторов Форума «Арктика-Регионы» сердечно поздравляем вас с Днем Победы!
9 Мая – это священная дата в истории нашей страны, день, когда мы чтим память героев, отстоявших мир и свободу. Мы помним и гордимся подвигом тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, трудился в тылу и внес неоценимый вклад в Победу.
Сегодня, когда перед нами стоят новые вызовы, пример мужества и единства наших предков вдохновляет нас на созидательный труд во благо России!
Желаем вам крепкого здоровья, мира, благополучия и новых достижений! Пусть этот светлый праздник наполнит ваши сердца радостью и гордостью за нашу великую Родину!
С Днем Победы!
Организационный комитет Форума «Арктика-Регионы»
Северный морской путь становится глобальным транспортным коридором, объединяющим страны и континенты. Сегодня мы наблюдаем растущий интерес международного сообщества к развитию арктических маршрутов.
Северный морской путь становится глобальным транспортным коридором, объединяющим страны и континенты. Сегодня мы наблюдаем растущий интерес международного сообщества к развитию арктических маршрутов.
В рамках Форума будет проходить Пленарное заседание «Международное сотрудничество - партнёрство ради будущего Арктики»
Темы для обсуждения:
Международное сотрудничество в целях развития Арктики
Инвестиционный потенциал арктических регионов
Перспективы развития Северного морского пути, как единого международного транспортного коридора.
Хотите стать частью международного арктического диалога?
Присоединяйтесь к участию в Форуме «Арктика-Регионы 2025»!
Северный морской путь (СМП) — это уникальная транспортная артерия, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. Протяженность маршрута от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,600 км.
Северный морской путь (СМП) — это уникальная транспортная артерия, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. Протяженность маршрута от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,600 км.
Почему СМП важен?
Кратчайший путь между Европой и Азией
Развитие арктических регионов России
Доступ к природным ресурсам Арктики
Укрепление национальной безопасности
Ключевые преимущества:
Сокращение времени доставки грузов на 40%
Экономия топлива
Отсутствие очередей (в отличие от Суэцкого канала)
Развитие портовой инфраструктуры
Развитие Севморпути — это стратегическая задача России, открывающая новые возможности для международной торговли и экономического роста.
Приглашаем к участию в III Форуме «Арктика-Регионы»
К участию приглашаются:
Представители федеральных и региональных органов власти
Руководители промышленных предприятий
Эксперты и учёные
Представители бизнес-сообщества
Общественные деятели
Арктика – уникальный регион, где пересекаются интересы многих государств. Сегодня как никогда важно развивать международное сотрудничество для эффективного освоения и сохранения арктических территорий.
Арктика – уникальный регион, где пересекаются интересы многих государств. Сегодня как никогда важно развивать международное сотрудничество для эффективного освоения и сохранения арктических территорий.
В рамках стратегии развития АЗРФ до 2035 года особое внимание уделяется:
Созданию комфортных условий для жизни населения
Развитию промышленного потенциала
Внедрению инновационных технологий
Укреплению транспортной доступности
Развитию социальной инфраструктуры
Межрегиональное сотрудничество открывает новые возможности для:
обмена опытом
реализации совместных проектов
привлечения инвестиций
развития туризма
научно-образовательной деятельности
Приглашаем к участию в III Форуме «Арктика-Регионы».
Форум является ключевой площадкой для обсуждения вопросов развития арктических территорий, межрегионального сотрудничества и реализации стратегических проектов в Арктической зоне Российской Федерации.
Развитие судостроительной отрасли в Арктической зоне РФ становится ключевым фактором для реализации потенциала Северного морского пути. Почему это важно?
Развитие судостроительной отрасли в Арктической зоне РФ становится ключевым фактором для реализации потенциала Северного морского пути. Почему это важно?
Ледовое судостроение – основа арктической логистики
• Для круглогодичной навигации по СМП требуется современный ледокольный флот
• Российские верфи осваивают производство судов высокого ледового класса
• Строительство специализированных судов для работы в условиях Крайнего Севера
Технологии будущего уже сегодня
• Разработка инновационных проектов судов для Арктики
• Внедрение цифровых технологий в судостроении
• Создание энергоэффективных и экологичных судов
Новые горизонты развития
• Строительство морских платформ для освоения арктических месторождений
• Модернизация существующих судостроительных мощностей
• Создание специализированной инфраструктуры для обслуживания арктического флота
Присоединяйтесь к дискуссиям на III Форум «Арктика-Регионы». Программа мероприятия
III Форум «Арктика-Регионы» объединит представителей федеральных и региональных властей, бизнеса, научного сообщества и экспертов для решения актуальных вопросов развития Арктической зоны РФ.
III Форум «Арктика-Регионы» объединит представителей федеральных и региональных властей, бизнеса, научного сообщества и экспертов для решения актуальных вопросов развития Арктической зоны РФ.
Ключевые темы форума:
- Международное сотрудничество в целях развития Арктики
- Перспективы развития Северного морского пути
- Промышленное освоение арктических территорий
- Комплексное развитие портовой инфраструктуры в АЗРФ
- Социально-экономическое развитие северных территорий
- Развитие среды для достойных условий жизни на Крайнем Севере
В рамках форума пройдут:
- Пленарная сессия
- Презентации инвестиционных проектов
- Подписание важных соглашений о сотрудничестве
Участники форума обсудят перспективы развития арктических регионов, поделятся опытом и вырабатывают совместные решения для устойчивого развития Русской Арктики.
ООО «НЕВА-Интернэшнл» активно готовится к проведению III Форума «Арктика – Регионы», который состоится с 31 июля по 1 августа 2025 года в Архангельске.
ООО «НЕВА-Интернэшнл» активно готовится к проведению III Форума «Арктика – Регионы», который состоится с 31 июля по 1 августа 2025 года в Архангельске.
В рамках подготовки недавно состоялась деловая поездка, в ходе которой генеральный директор компании Александр Ульянов встретился с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским. На встрече был представлен обновленный проект мероприятия.
Губернатор отметил высокий профессионализм команды «НЕВА-Интернэшнл» и выразил доверие, подчеркнув успешное проведение форума в 2024 году. В ходе обсуждения стороны согласовали ключевые аспекты предстоящего события, включая даты и основные направления работы. Особое внимание было уделено международной составляющей форума: планируется расширить географию участников и предложить насыщенную культурную программу, которая познакомит гостей с уникальным колоритом русского Севера.
В этом году к проекту присоединилась команда «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ», что позволит усилить подготовку и проработать все детали мероприятия.
О возможностях подбора необходимых компонентов отечественного производства с помощью новой системы на площадке II Форума «Артика – Регионы» рассказал заместитель генерального директора – начальник центра импортозамещения и локализации судового оборудования ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов.
По его словам, важную роль в возрождении отечественного судостроения играет государственная поддержка, в том числе в рамках постановления Правительства РФ №719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции». Документ значительно повышает востребованность российского судового оборудования, которое находится в Реестре российской промышленной продукции, путем применения бальной системы при строительстве судов.
По оценке Дмитрия Стоянова, этот механизм действует довольно успешно. Из 310 гражданских морских судов, строящихся в России в 2024 году, 213 создаются в рамках этого постановления. Представители отрасли активно включились в этот процесс. Балльная система оценки предполагает использование только российского оборудования, и чем больше будет его выбор, тем выше будет уровень локализации при строительстве судов.
В помощь заказчикам в России создаются специализированные цифровые сервисы. В частности, для получения мер государственной поддержки, продвижения российской продукции и поиска надежных партнеров Минпромторг России разработал и внедрил государственную информационную систему промышленности (ГИСП). «Но поскольку ГИСП объединяет все отрасли производства, она не всегда удобна для оперативной работы тех, кто ищет оборудование конкретно для судостроения, – отметил Дмитрий Стоянов. – В этой связи ЦНИИ «Курс» разработал для предприятий судостроительной промышленности, а также проектантов и судовладельцев-заказчиков Единую централизованную систему судового комплектующего оборудования, которую можно найти на сайте https://www.ecs-sko.ru/. Сейчас портал с удобным классификатором активно развивается и ежедневно пополняется».
Смотреть запись выступления 20:45 – 31:20
https://disk.yandex.ru/i/se5CXHPA6TUBNQ
Соглашение о сотрудничестве заключается в рамках подготовки и проведения «Всероссийского Морского конгресса» (г. Москва 24-25 сентября 2024 г.), Международной выставки-конференции «НЕВА 2025» (г. Санкт-Петербург 23-26 сентября 2025 г.) и III форума «Арктика – Регионы» (г. Архангельск 2025 г.).
Участниками подписания выступили генеральный директор компании «Нева-Интернэшнл» Александр Ульянов и генеральный директор «Экспертного центра Проектного офиса развития Арктики» Максим Данькин.
«Мне сегодня вдвойне приятно подписать это соглашение, потому что оно является подтверждением эффективности нашего взаимодействия на протяжении прошедших трех лет и при этом открывает новые перспективы для нашего партнерства с «Проектным офисом развития Арктики». Мы уже прошли вместе немалый путь, а впереди, уверен, ждет еще больше совместных интересных проектов. У нас общие ценности и стремление к популяризации арктической повестки среди нашей аудитории. Я благодарю Максима Андреевича за те усилия, которые ПОРА прикладывает к тому, чтобы привлечь внимание к Российской Арктике, ее уникальной составляющей. И со своей стороны могу заверить, что «НЕВА-Интернэшнл» останется для вас надежной опорой и союзником в продвижении арктической тематики». – прокомментировал подписание генеральный директор компании «Нева-Интернэшнл» Александр Ульянов.
«Для нас это тоже крайне важное соглашение, так как оно расширяет наши возможности по предоставлению той экспертизы, которую дают наши специалисты. Мы рады тому, что расширяем арктическую повестку за счет мероприятий, организуемых компанией «НЕВА-Интернэшнл», и считаем именно такое количество мероприятий и возможностей предоставления нашей экспертизы поможет развивать арктическую зону России» - отметил генеральный директор «Экспертного центра Проектного офиса развития Арктики» Максим Данькин.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Правительство Архангельской области и компания ульяновского наноцентра «Альтрэн» на II форуме «Арктика – Регионы» в Архангельске подписали соглашение о сотрудничестве в сфере модернизации локальной энергетики на основе внедрения автономных гибридных энергетических комплексов. Подписи на документе поставили председатель Правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев, генеральный директор ульяновского наноцентра ULNANOTECH Сергей Михеев и управляющий директор КРДВ Андрей Шарафутдинов.
Соглашение предусматривает расширение взаимодействия для привлечения частных инвестиций при реализации инвестиционных проектов по модернизации неэффективной дизельной генерации в Архангельской области, в том числе в рамках эксперимента по использованию бизнес-модели на основе договора на энергоснабжение с элементами энергосервиса.
По словам председателя Правительства Архангельской области Алексея Алсуфьева, на территории Архангельской области функционирует более сорока островных энергосистем, куда ежегодно завозится тысячи тонн дизельного топлива, что создает нагрузку на арктическую экосистему и региональный бюджет.
«Мы заинтересованы в использовании потенциала возобновляемых источников энергии, в первую очередь в островных энергосистемах, где это имеет прямой экономический эффект. Многие компании предлагают реализацию различных проектов в этой сфере, при этом действующие бизнес-модели не позволяют их реализовать в текущих экономических условиях. При поддержке КРДВ и компании «Альтрэн» мы намерены на конкретной площадке рассмотреть возможность использования новых подходов, которые позволят сделать локальную энергетику Архангельской области более эффективной», - сказал Алексей Алсуфьев.
По словам генерального директора ULNANOTECH Сергея Михеева, использование ветроэнергетических установок в локальных энергосистемах на севере Архангельской области потенциально высокоэффективно, но требует наличия балансирующих мощностей и грамотного планирования производства, передачи и потребления тепловой и электрической энергии.
«Реализация подобных инвестиционных проектов - это технически и экономически сложная задача, однако представляет значительный интерес для профильных инвесторов в сфере распределённой генерации на основе возобновляемых источников энергии. Наша дочерняя компания «Альтрэн» специализируется на реализации проектов ВИЭ в изолированных и труднодоступных территориях. Обладая высокими компетенциями, индустриальными и инвестиционными партнерами необходимыми для выполнения этой задачи мы планируем использовать современное высокотехнологичное российское оборудование. А при поддержке КРДВ и Правительства Архангельской области готовы участвовать в эксперименте по использованию бизнес-модели на основе договора на энергоснабжение с элементами энергосервиса», - отметил Сергей Михеев.
Как отметил управляющий директор КРДВ Андрей Шарафутдинов, привлечение частных финансовых и технологических инвестиций для реализации проектов по модернизации неэффективной дизельной, мазутной и угольной генерации на территории Дальнего Востока и Арктики является одним из важных направлений деятельности Корпорации.
«Сфера локальной энергетики обладает значительным инвестиционным и инновационным потенциалом, раскрыть который возможно только на основе использования эффективных бизнес-моделей. Как институт развития мы видим необходимость в системной государственной поддержке профильных инвесторов в эту сферу, что имеет долгосрочный социально-экономический эффект не только для развития макрорегиона, но и целых отраслей, как электроэнергетика, коммунальное хозяйство и энергетическое машиностроение. При поддержке Инфраструктурного центра «Энерджинет» мы разработали ряд системных инициатив по развитию этой сферы, которые предусматривают апробацию на конкретных пилотных проектах. Правительство Архангельской области и компания «Альтрэн» поддержали нашу инициативу, надеемся на плодотворное сотрудничество», - резюмировал Андрей Шарафутдинов.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) в преддверии Восточного экономического форума – 2024 организовала и провела панельную дискуссию на тему «Логистика в Арктике». Мероприятие состоялось в рамках деловой программы II форума «Арктика – Регионы», который проходит 8-9 августа 2024 г. в г. Архангельске. Представители власти, бизнеса и экспертного сообщества в ходе дискуссии обсудили приоритетные направления модернизации и реконструкции транспортно-логистической отрасли Арктики, рассмотрели актуальные вопросы разработки и внедрения инновационных технологий и предложили варианты решения существующих задач. В сессии приняли участие представители Минвостокразвития России, Министерства экономического развития России, правительства Архангельской области, Госкорпорации «Росатом», Российского экспортного центра.
Модератором сессии выступил руководитель практики стратегического и операционного консультирования «Технологии Доверия» Михаил Баженов. Он отметил, что сегодня назрела необходимость разработки и применения целого комплекса мер, направленных на развитие и повышение эффективности имеющейся логистической инфраструктуры, в том числе и повышение использования нового транспортного коридора – Северного морского пути.
«Развитие логистики в Арктике завязано на комплекс мер инвестиционного, регуляторного и операционного характера. Очевидны достигаемые результаты в реализации крупных инвестиционных проектов – таких, как порт Лавна, проекты СПГ, Баимки, ввод новых ледоколов и ряда других проектов, а также запуск новых железнодорожно-морских маршрутов ГК Росатом. Важными направлениями для дальнейшей проработки участниками сегодняшней сессии являются решение вопросов операционного характера в части увязки видов транспорта, прозрачного и конкурентного тарифобразования, выстраивания расписаний рейсов и своевременной их загрузки, дальнейшее развитие систем безопасности морских перевозок, навигации и развития кадрового потенциала, а также опережающее внедрение цифровых технологий наряду с развитием грузового флота ледового класса Arc 4 и выше», - отметил Михаил Баженов.
Про актуальные задачи развития арктической логистики и прогнозном грузопотоке рассказал Максим Данькин, генеральный директор АНО «Экспертный центр - Проектный офис развития Арктики».
«Важными векторами развития логистики в Арктике являются направления, связанные с обеспечением более глубокой интеграции СМП в единую транспортную систему Российской Федерации, в международные транспортные коридоры (в т.ч. «Север-Юг», восточное направление). Это развитие мультимодальных транспортно-логистических узлов, подводящей к ней транспортной инфраструктуры, в том числе – увеличение пропускной способности действующих железных дорог и строительство новых железнодорожных маршрутов, развитие автодорожной инфраструктуры, формирование и развитие смешанных речных и морских маршрутов, позволяющим использовать транспортных потенциал северных рек, а также развитие сети аэродромов и посадочных полос в Арктической зоне Российской Федерации», - сказал Максим Данькин.
Руководитель проекта дирекции Северного морского пути Госкорпорации Росатом Сергей Чемко рассказал о роли ГК Росатом как единого окна по эксплуатации и развитию СМП, а также о проблематике каботажных рейсов и северного завоза.
Сегодня выстраивание полноценной и конкурентоспособной транспортно-логистической системы невозможно без создания интермодальных хабов, которые призваны обеспечить стыковку сетей различных видов транспорта и повышение эффективности процессов консолидации, обработки и распределения грузопотоков. Планируется, что одним из таких интермодальных хабов станет новый глубоководный район Архангельского порта.
С целью стратегического развития Архангельского транспортного узла правительство Архангельской области, Сбер и ГК «ЕВРОСИБ» подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2024. Дмитрий Равикович, заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «ЕВРОСИБ СПБ-ТС» и Дмитрий Юрков, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики сообщили, что в рамках соглашения планируется подготовка и реализация инвестиционного проекта по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск на принципах ГЧП.
Развитие транспорта без внедрения инноваций – труднодостижимая задача. Так, флагманский проект Минэкономразвития России по развитию беспилотных технологий будет в том числе направлен и на освоение Арктики. Об этом рассказал Владимир Волошин, директор Департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России.
«Более 120 компаний тестируют беспилотные технологии – как наземные, так и авиационные. Апробация происходит в рамках 13 экспериментальных правовых режимов. Результаты уже сейчас исчисляются миллионами километров, пройденных в беспилотном режиме, мы видим эффективность данных технологий в логистике, перевозке пассажиров, авиационных работах, включая воздушную съемку, мониторинг и другие направления. Уверен, данные технологии необходимо применять и в Арктической зоне - сделать это можно путём установления новых ЭПР, а также расширения территорий действующих. Внедрение беспилотных технологий позволит существенно улучшить экономику Арктических проектов», - сказал Владимир Волошин.
В ходе панельной дискуссии «Логистика в Арктике» было отмечено, что инвесторы, реализующие инвестпроекты в Арктике, могут претендовать на содействие Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) в получении налоговых и административных преференций для резидентов префрежимов, на профильные отраслевые меры поддержки, региональные и федеральные. В свою очередь, приоритетные инвестиционные проекты, включенные в мастер-планы 25 городов Дальнего Востока, будут обеспечены финансированием по льготной ставке, а также иными эффективными инструментами государственной поддержки.
Поддержка доступна и для экспортеров. Андрей Миронов, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Санкт-Петербурге, в своём выступлении сказал: «Северный морской путь является перспективным направлением. Расширяя его использование, можно существенным образом сократить время доставки грузов из европейской части России на рынки дружественных стран азиатского региона. Именно поэтому мы видим большие перспективы у этой транспортно-логистической артерии и будем помогать экспортерам, которые будут ее использовать. Прежде всего, хотелось бы отметить субсидии на транспортировку промышленной продукции, товаров агропромышленного комплекса, льготное кредитование экспорта и страхование отсрочек платежей. Эти меры поддержки доступны как производителям товаров, так и иным экспортерам-держателям экспортных контрактов».
Панельная дискуссия «Логистика в Арктике» прошла в преддверии ВЭФ-2024. Вопросы, связанные со стратегическим развитием транспортно-логистической отрасли России, а также пути внедрения новых технологий для повышения эффективности отрасли будут детально обсуждаться в рамках рабочей программы Восточного экономического форума.
9 августа на площадке II Форума «Арктика – Регионы» состоялся пресс-подход в преддверии деловой сессии «Как Белому морю конкурировать с Черным: новые подходы к развитию арктического туризма». Управляющий директор АНО «Центр развития туризма на Полярном Урале» Ольга Филипенкова рассказала о туристическом кластере в ЯНАО.
Отвечая на вопрос о концессионном соглашениитуристического кластера в ЯНАО, Ольга Филипенкова сказала:
«ЯНАО – занимает пятое место в нашей стране по масштабам территории. Сегодня регион создает масштабный туристско-рекреационный кластер на Полярном Урале, который станет точкой притяжения туристов со всей России. Это первый проект в нашей стране, реализованный по концессионному соглашению.
Объекты кластера позволят раскрыть уникальный потенциал ЯНАО, создать новые рабочие места, диверсифицировать экономику и сохранить природные памятники. Основные функциональные элементы кластера включают в себя как рекреационные объекты высокого уровня –туристический комплекс Рай-Из с горнолыжной инфраструктурой, рекреационный комплекс «Харбей», так и природные жемчужины Полярного Урала.
Туристический комплекс «Рай-Из» - это горнолыжный комплекс, номерной фонд на 320 номеров в отелях 3 и 4 звезды, 19 километров трасс, рестораны, спа-комплекс и конференц-центр. Также планируется этнодеревня, это важно, так как 10% населения Ямало-Ненецкого автономного округа – это малочисленные коренные народы севера. Концессионное соглашение подписано, сейчас идет подготовка и открытие первой очереди запланировано в конце 2026 года».
Уточняя сроки реализации проекта, Ольга Филипенкова отметила: «Вы знаете, мы сейчас говорим о сроках первого этапа, так как после ввода первого этапа есть задача, возможно, еще дополнить инфраструктурой новой, с новыми смыслами, поэтому сроки, они, возможно, изменятся, но пока мы говорим о первом сроке. В целом концессионное соглашение заключено на 30 лет».
«В 2022 и 2023 годах регион активно занимался развитием наземной инфраструктуры. Это транспортная доступность – всего 2,5 часа из Москвы до Салехарда. Развитие дорожной сети также согласуется со стратегией развития туристической отрасли региона. По концессионному соглашению запланировано строительство более 19 км автодороги от п. Харп до туристического кластера «Рай-Из». Удобную логистику обеспечит новая трасса из Салехарда, которая свяжет окружную столицу и туристический кластер на Полярном Урале», – заявила Ольга Филипенкова, комментируя вопрос о транспортной инфраструктуре кластера.
«За последние 20-30 лет количество льда в несколько раз уменьшилось в Арктике. Тем не менее за последние 2-3 года аномально тяжелые условия складывались в Арктике, поэтому я думаю, что речь о том, что льда не будет в Артике в ближайшие 50 лет не идет, и без ледоколов мы не справимся. Работаем вместе с Росатомом в рамках взаимодействия с коллегами из Главсевморпути, чтобы совместно обеспечить безопасные проводки в Арктике с необходимой скоростью 24 на 7», – заявил Александр Макаров, отвечая на вопрос оклиматических изменениях в Арктике.
«По факту мероприятия, зашитые в планах, должны быть завершены в 2025 году. По центрам: я сегодня докладывал, что центр в Певеке мы запустили и он функционирует. Мы идем немножко с опережением, то есть в 2024 году он уже выполняет задачи по предназначению. Центр в Сабетте мы ставим на дежурство в конце следующего года, совместно с компанией «Новотек» этот проект реализовывается… Локации в Тикси и в Диксоне вызывают определенные затруднения, но мы на площадке правительства работаем по этому вопросу. Здесь я не могу вам обозначить именно горизонт. Но прогноз, простите, дело неблагодарное в данной ситуации».
О деятельности ФГУП «Росморпорт» в арктических регионах рассказал заместитель генерального директора по безопасности мореплавания предприятия Кирилл Гайда в рамках ежегодного делового форума «Артика – Регионы».
«Слоган ФГУП «Росморпорт»: «Безопасность мореплавания – наша работа» и, соответственно, нашей главной задачей является обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним. Артика у нас – это не только Севморпуть, Арктика начинается буквально вот здесь, за воротами Архангельска. Это огромные территории, довольно-таки опасные и частично не изученные в навигационном отношении даже для мореплавателей. Наша задача – максимальное снижение возможных рисков навигационных происшествий с морскими судами. Для этого используется стандартный набор инструментов, который регламентирован международными конвенциями и национальными нормативными документами: Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ - Прим. ред.), Система управления движением судов (СУДС - Прим. ред.), гидрографическое обеспечение судоходства, средства навигационного оборудования - у ФГУП «Росморпорт» более 2600 средств навигационного оборудования (СНО - Прим. ред.), из которых более 580 СНО находится в Арктической зоне Российской Федерации, а также осуществляется лоцманское обеспечение, соответственно.
Как вы знаете, в Арктике сложно и финансово затратно возводить объекты капитального строительства. В связи с этим у специалистов ФГУП «Росморпорт» возникла идея создания мобильных береговых комплексов оборудования морских районов А1, А2 ГМССБ сезонного размещения, было подготовлено соответствующее техническое задание и получена поддержка со стороны Росморречфлота и Минтранса России. В настоящий момент выполняется опытно-конструкторская работа со стороны АО «ЦНИИ «Курс», входящего в концерн «Моринформсистема-Агат». Финансирование осуществляется со стороны Минпромторга России. Предлагаемые технические решения, при условии внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты, позволят оперативно развёртывать упрощённые береговые станции морских районов А1, А2 ГМССБ без создания объектов капитального строительства, что в свою очередь обеспечит возможность доведения до координационно-спасательных центров информации о бедствии в акваториях и на подходах к указанным портам, а также в акваториях, прилегающей к районам с чувствительной экосистемой или к особо охраняемым территориям, в том числе в районах крайнего севера. Надеюсь, уже в следующем году мы начнем внедрять разработанное оборудование в зоне ответственности ФГУП «Росморпорт» в Арктической зоне.
Также мы занимаемся средствами навигационного оборудования. Активно внедряем виртуальные СНО (Средства навигационного оборудования. - Прим. ред.). Для того, чтобы повысить безопасность мореплавания в акватории морского порта Мезень, мы внедрили дополнительно виртуальные СНО», – заявил Кирилл Гайда, отвечая на вопрос о мерах обеспечения безопасности мореплавания и технологических решениях ФГУП «Росморпорт» в Арктике и Арктическом бассейне.
Комментируя результаты текущих испытаний технологии автономного судовождения на новых паромах ФГУП «Росморпорт» и адаптации этой технологии к арктическим водам в будущем, Кирилл Гайда сказал:
«Федеральный проект «Автономное судовождение» утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации ещё в 2021 году и реализуется под руководством Минтранса России при участии Минпромторга России. В рамках данного федерального проекта была внедрена технология автономного судовождения на паромы ФГУП «Росморпорт» «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Кроме того, Россия является первой страной, которая разработала требования к оборудованию автономного судовождения. В 2020 году Российский морской регистр судоходства разработал Положение по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов - МАНС, которое нам позволило оснастить паромы соответствующим оборудованием, привести суда к требованиям положения МАНС. Это первые суда в России, которые получили удостоверение морских автономных и дистанционно управляемых судов.
Сейчас паромы работают в режиме эксперимента на линии Усть-Луга - Балтийск, обеспечивая необходимое обслуживание Калининградской области по перевозке транспорта и груза, выполняют ряд важных задач. Оборудование работает в штатном режиме.
За автономным судовождением будущее, и, безусловно, разрабатываемые системы будут внедрены в том числе в Арктике».
«Проекты, входящие в мастер-планы арктических территорий, нацелены на то, чтобы изменить условия жизни людей. Важный этап в их подготовке – это сбор информации от самих людей: что их не устраивает и что именно они хотят изменить в своих городах. Мы провели эту работу и обозначили по каждой агломерации перечень приоритетных запросов граждан и по нему готовим предложение в комплексную программу развития, которая будет утверждаться Правительством».
Также спикер упомянул три важные задачи развития Северного морского пути: «Эта инфраструктура в полной мере должна обеспечить безопасность судоходства. Также мы должны создать всю необходимую транспортную инфраструктуру, которая сможет подвезти грузы к Северному морскому пути. И нам, безусловно, нужно построить флот».
«Опасность исчезновения или такие благоприятные условия, что лед уйдет из Арктики и мы будем ходить по Севморпути без ледоколов, я в ближайшее время не вижу, и мой скепсис, основанный на том, что измерения, те гидрометеорологические измерения, которые проводились в Артике, они регулярно начались фактически только во времена Советского Союза… До революции были экспедиции, но не было регулярных измерений, и никто не знает, что тогда происходило. Архивы спутниковых снимков конца 19 - начала 20 века не имеются – мы не знаем, что было, поэтому очень трудно сравнивать… Поэтому я поддерживаю полностью Александра Сергеевича (Макарова – Ред.), это понимает Госкорпорация «Росатом»… и строительство ледоколов – это залог успешно функционирующей, безопасной транспортной магистрали «Большой Северный морской путь»». - генеральный директор ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко.
«Предлагаемый сегодня мастер-план – это набор мероприятий, который связан с социальным и экономическим развитием. Базовое направление – это строительство нового глубоководного района порта, что станет драйвером для развития экономики.
Не менее важно укрепление научно-образовательного звена: сейчас строится межвузовский кампус. Это позволит нам связать воедино возможности наших образовательных учреждений и науки, которая должна работать по заказу крупного бизнеса и разрабатывать те проекты, которые в дальнейшем будут коммерциализироваться на предприятиях. Ну а самое главное – сохранить ту историю, которой гордится Архангельская область, и при этом создать современную конкурентную экономику будущего».
Кроме того, губернатор Архангельска отметил особые социальные условия для привлечения кадров в регион. Среди них «возможность комфортного отдыха, прогулок с ребенком, достойное образование детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая вузом, престижная работа, хорошие дороги. А чтобы мы могли конкурировать с мегаполисами, мы должны создавать базовые условия для проживания лучше, чем в Москве и Санкт-Петербурге».
Важными темами стали создание кампуса «Арктическая звезда» в Архангельске и развитие креативных индустрий в Арктике.
Были затронуты и острые темы кадрового дефицита, утечки из регионов молодежи.
Состоялись 2 стратегические сессии по предпринимательству и кампусу «Арктическая звезда» с участием экспертов.
Губернатор Александр Цыбульский ознакомился с выставкой, в которой приняли участие 50 компаний.
Среди экспонентов - ГК Росатом, ПАО Северсталь, НПО Спецкабель, ООО «Архангельский морской торговый порт», Импорт лубрикантс, Группа ГМС, АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», ОСК «Центр судоремонта «Звёздочка», АО «Архангельский траловый флот» «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота», ООО «Промышленные Технологии» и др организации.
Подпишитесь на наш Telegram-канал