94,3 млн тонн

грузооборот морских портов
Арктического бассеина за 
январь-декабрь 2021 года

Крупнейшие порты по грузообороту:
Мурманск - 54,5 млн. тонн;
Сабетта - 27,9 млн. тонн;
Варандей - 4,6 млн. тонн;
Архангельск- 3,2 млн. тонн.

В 2021 году форум «Порты Арктики» в течение двух дней собрал порядка 200 очных участников на семи площадках, включая два терминальных комплекса Архангельского транспортного узла: погрузочно-разгрузочного терминала ОАО «Архангельский морской торговый порт» и складского терминального комплекса ООО «Полар Транс»

 

Ключевыми вопросами для обсуждения на форуме стали:

-арктические проекты морской инфраструктуры;

-развитие транспортной системы Российской Арктики;

- создание и совершенствование портовой инфраструктуры в Арктике;

- функционирование и развитие морских портов и транспортных узлов Арктической зоны РФ;

- организация перевозок с ледокольным обеспечением в морских портах Арктической зоны РФ;

- Арктика – территория инвестиций.

Трансляция форума

Трансляция форума

Среди ключевых докладчиков: специальный представитель Госкорпорации «Росатом» – Заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, генеральный директор 

ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт, начальник отдела портов управления морских портов и развития инфраструктуры Росморречфлота Руслан Мухаметов, руководитель программы развития морской логистики ПАО «Газпром нефть» Александр Филиппов, заместитель генерального директора 

ООО Дирекция «Морской Порт Индига» Сергей Клявин, финансовый директор ООО «Норд Стар» Наталья Пинчук.

 

Порты Арктики должны адаптироваться к технологическим и экономическим изменениям, чтобы сохранить конкурентоспособность и обеспечить развитие Северного морского пути как транспортной магистрали международного значения. По прогнозу Максима Кулинко, заместителя руководителя Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом», к 2030 году объем перевозок по СМП может достичь 110 миллионов тонн. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составил 17 миллионов тонн, в 2020-м – уже почти 33 миллиона. Важное место в транспортной системе Арктики занимает Архангельск.

 

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский отметил:
- Основные перспективы развития порта Архангельск связаны с обеспечением освоения арктических месторождений углеводородного сырья, природных ископаемых на территории Ямала, Красноярского края, Якутии. И на этом направлении порт является основным связующим звеном транспортно-логистических схем движения грузов в Арктической зоне. Кроме того, в Архангельской области сосредоточены производственные активы крупнейших предприятий лесопромышленного комплекса. Еще одно направление – перевалка рыбной продукции. Перспективы развития порта Архангельск связаны с формированием новых грузопотоков (в частности, перевалки продукции деревообработки за счет открытия новых производств), что потребует создания новых специализированных терминалов для различных видов груза и внедрения цифровой среды для обеспечения оперативного взаимодействия между всеми участниками логистических процессов.

 

- У порта Архангельск есть большой потенциал не только как у крупного транспортного узла, специализирующегося на арктических направлениях, но и как у кластера, реализующего компетенции, связанные с обслуживанием, сопровождением судов, формированием каркаса безопасности судоходства по Северному морскому пути, – отметил в ходе форума специальный представитель госкорпорации «Росатом», заместитель председателя Государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов. По словам представителя госкорпорации, развитие Севморпути и промышленное освоение арктических территорий – две взаимосвязанные задачи. – Это огромная работа большого количества людей, регионов, госкорпораций и госкомпаний.

 

Важный тренд, который касается и Архангельска, и других арктических портов – контейнеризация перевозок на Севморпути. До 2024 года на СМП может быть запущена сезонная контейнерная линия из Архангельска: такой проект анонсировал генеральный директор ООО «Кристал Альянс» Александр Берсенев. Линия, работающая с 15 июня по 15 декабря, должна ускорить формирование грузовой базы на Севморпути, и может быть запущена уже в этом или следующем году. Для арктических портов контейнеризация открывает новые возможности, но и требует решения новых задач – в первую очередь строительства специализированных контейнерных терминалов.