Интервью Генерального директора ООО «НЕВА-Интернэшнл» Александра Ульянова
Благодарим информационного партнера II Форума «Арктика-Регионы» «Созвездие Review» за подробный материал и плодотворную совместную работу!
Приоритетные направления развития логистики в АЗРФ обсудили на форуме «Арктика - Регионы» в Архангельске.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) в преддверии Восточного экономического форума – 2024 организовала и провела панельную дискуссию на тему «Логистика в Арктике». Мероприятие состоялось в рамках деловой программы II форума «Арктика – Регионы», который проходит 8-9 августа 2024 г. в г. Архангельске. Представители власти, бизнеса и экспертного сообщества в ходе дискуссии обсудили приоритетные направления модернизации и реконструкции транспортно-логистической отрасли Арктики, рассмотрели актуальные вопросы разработки и внедрения инновационных технологий и предложили варианты решения существующих задач. В сессии приняли участие представители Минвостокразвития России, Министерства экономического развития России, правительства Архангельской области, Госкорпорации «Росатом», Российского экспортного центра.
Модератором сессии выступил руководитель практики стратегического и операционного консультирования «Технологии Доверия» Михаил Баженов. Он отметил, что сегодня назрела необходимость разработки и применения целого комплекса мер, направленных на развитие и повышение эффективности имеющейся логистической инфраструктуры, в том числе и повышение использования нового транспортного коридора – Северного морского пути.
«Развитие логистики в Арктике завязано на комплекс мер инвестиционного, регуляторного и операционного характера. Очевидны достигаемые результаты в реализации крупных инвестиционных проектов – таких, как порт Лавна, проекты СПГ, Баимки, ввод новых ледоколов и ряда других проектов, а также запуск новых железнодорожно-морских маршрутов ГК Росатом. Важными направлениями для дальнейшей проработки участниками сегодняшней сессии являются решение вопросов операционного характера в части увязки видов транспорта, прозрачного и конкурентного тарифобразования, выстраивания расписаний рейсов и своевременной их загрузки, дальнейшее развитие систем безопасности морских перевозок, навигации и развития кадрового потенциала, а также опережающее внедрение цифровых технологий наряду с развитием грузового флота ледового класса Arc 4 и выше», - отметил Михаил Баженов.
Про актуальные задачи развития арктической логистики и прогнозном грузопотоке рассказал Максим Данькин, генеральный директор АНО «Экспертный центр - Проектный офис развития Арктики».
«Важными векторами развития логистики в Арктике являются направления, связанные с обеспечением более глубокой интеграции СМП в единую транспортную систему Российской Федерации, в международные транспортные коридоры (в т.ч. «Север-Юг», восточное направление). Это развитие мультимодальных транспортно-логистических узлов, подводящей к ней транспортной инфраструктуры, в том числе – увеличение пропускной способности действующих железных дорог и строительство новых железнодорожных маршрутов, развитие автодорожной инфраструктуры, формирование и развитие смешанных речных и морских маршрутов, позволяющим использовать транспортных потенциал северных рек, а также развитие сети аэродромов и посадочных полос в Арктической зоне Российской Федерации», - сказал Максим Данькин.
Руководитель проекта дирекции Северного морского пути Госкорпорации Росатом Сергей Чемко рассказал о роли ГК Росатом как единого окна по эксплуатации и развитию СМП, а также о проблематике каботажных рейсов и северного завоза.
Сегодня выстраивание полноценной и конкурентоспособной транспортно-логистической системы невозможно без создания интермодальных хабов, которые призваны обеспечить стыковку сетей различных видов транспорта и повышение эффективности процессов консолидации, обработки и распределения грузопотоков. Планируется, что одним из таких интермодальных хабов станет новый глубоководный район Архангельского порта.
С целью стратегического развития Архангельского транспортного узла правительство Архангельской области, Сбер и ГК «ЕВРОСИБ» подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2024. Дмитрий Равикович, заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «ЕВРОСИБ СПБ-ТС» и Дмитрий Юрков, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики сообщили, что в рамках соглашения планируется подготовка и реализация инвестиционного проекта по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск на принципах ГЧП.
Развитие транспорта без внедрения инноваций – труднодостижимая задача. Так, флагманский проект Минэкономразвития России по развитию беспилотных технологий будет в том числе направлен и на освоение Арктики. Об этом рассказал Владимир Волошин, директор Департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России.
«Более 120 компаний тестируют беспилотные технологии – как наземные, так и авиационные. Апробация происходит в рамках 13 экспериментальных правовых режимов. Результаты уже сейчас исчисляются миллионами километров, пройденных в беспилотном режиме, мы видим эффективность данных технологий в логистике, перевозке пассажиров, авиационных работах, включая воздушную съемку, мониторинг и другие направления. Уверен, данные технологии необходимо применять и в Арктической зоне - сделать это можно путём установления новых ЭПР, а также расширения территорий действующих. Внедрение беспилотных технологий позволит существенно улучшить экономику Арктических проектов», - сказал Владимир Волошин.
В ходе панельной дискуссии «Логистика в Арктике» было отмечено, что инвесторы, реализующие инвестпроекты в Арктике, могут претендовать на содействие Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) в получении налоговых и административных преференций для резидентов префрежимов, на профильные отраслевые меры поддержки, региональные и федеральные. В свою очередь, приоритетные инвестиционные проекты, включенные в мастер-планы 25 городов Дальнего Востока, будут обеспечены финансированием по льготной ставке, а также иными эффективными инструментами государственной поддержки.
Поддержка доступна и для экспортеров. Андрей Миронов, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Санкт-Петербурге, в своём выступлении сказал: «Северный морской путь является перспективным направлением. Расширяя его использование, можно существенным образом сократить время доставки грузов из европейской части России на рынки дружественных стран азиатского региона. Именно поэтому мы видим большие перспективы у этой транспортно-логистической артерии и будем помогать экспортерам, которые будут ее использовать. Прежде всего, хотелось бы отметить субсидии на транспортировку промышленной продукции, товаров агропромышленного комплекса, льготное кредитование экспорта и страхование отсрочек платежей. Эти меры поддержки доступны как производителям товаров, так и иным экспортерам-держателям экспортных контрактов».
Панельная дискуссия «Логистика в Арктике» прошла в преддверии ВЭФ-2024. Вопросы, связанные со стратегическим развитием транспортно-логистической отрасли России, а также пути внедрения новых технологий для повышения эффективности отрасли будут детально обсуждаться в рамках рабочей программы Восточного экономического форума.
Пост-релиз II Форума «Арктика – Регионы»
В период с 8 по 9 августа 2024 года в Архангельске при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики состоялся II Форум «Арктика – Регионы». Организатором мероприятия выступило Правительство Архангельской области, соорганизатором – компания «НЕВА-Интернэшнл». Титульным партнером Форума стала госкорпорация «Росатом», партнерами деловой программы – Российский морской регистр судоходства, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».
В течение двух дней в работе Форума приняли участие свыше 1300 делегатов из более чем 40 регионов России. Правительственные делегации представляли Архангельскую область, Москву, Санкт-Петербург, Мурманскую область, Ненецкий автономный округ, Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Республику Карелия, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), Республику Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ. Среди участников – представители госкорпораций, федеральных и региональных органов власти, портовой деятельности, операторы нефтегазовых и горнорудных проектов в Арктике, производители и поставщики инфраструктурных решений для освоения ресурсной базы Арктики, владельцы транспортного, промыслового и ледокольного флота, представители финансового сектора, крупных промышленных и логистических компаний, крупнейших судостроительных, машиностроительных и судоремонтных предприятий, проектных организаций, инжиниринговых и строительных подрядчиков, осуществляющих деятельность в Арктике, отраслевые эксперты, представители научных и образовательных организаций, а также сферы туризма. Кроме того, Форум посетили иностранные делегаты из дружественных стран: Китая, Казахстана, ОАЭ и Индии.
В целом II Форум «Арктика – Регионы» был направлен на выработку совместных решений для эффективного развития судоходства и морской логистики по Северному морскому пути, строительства и ремонта арктического флота, модернизации портовой инфраструктуры и кадрового обеспечения. Деловая повестка затрагивала стратегические вопросы федерального значения, при этом особое внимание было сфокусировано на строительстве нового глубоководного района морского порта, предусмотренного Комплексным планом развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, а также обсуждению мастер-плана Архангельской агломерации. «Предлагаемый сегодня мастер-план – это набор мероприятий, который связан с социальным и экономическим развитием. Базовое направление включает строительство нового глубоководного района порта, что станет драйвером для развития экономики. Не менее важно укрепление научно-образовательного звена: сейчас строится межвузовский кампус. Это позволит нам связать воедино возможности наших образовательных учреждений и науки, которая должна работать по заказу крупного бизнеса и разрабатывать те проекты, которые в дальнейшем будут коммерциализироваться на предприятиях. Ну а самое главное – сохранить ту историю, которой гордится Архангельская область, при этом создать современную конкурентную экономику будущего», – прокомментировал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Всего в рамках Форума состоялось более 20 деловых мероприятий, включая стратегические сессии и круглые столы. На них выступили свыше 200 спикеров.
В центре внимания пленарного заседания «Арктика – на шаг впереди» стали новые подходы к использованию минерально-сырьевой базы Арктики, развитию Северного морского пути и раскрытию инвестиционного потенциала арктических регионов. В дискуссии приняли участие министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, специальный представитель госкорпорации Росатом по вопросам развития Арктики, заместитель председателя госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, вице-президент по федеральным и региональным программам ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев и другие представители власти и бизнеса.
При поддержке Минвостокразвития России прошла серия тематических сессий, посвященных развитию опорных городов Арктической зоны РФ. В дискуссиях приняли участие представители делегаций северных регионов, федеральных министерств и ведомств, руководители ведущих научных и образовательных организаций и другие эксперты. Они обсудили лучшие мировые практики для мастер-планов опорных городов АЗРФ, особенности строительства за полярным кругом, инструменты развития арктических городов, арктическую медицину, развитие науки и технологий, а также внутреннего туризма в Арктике.
При поддержке ГК «Росатом» была организована масштабная конференция по СМП в двух частях. На сессии «Северный морской путь – арктическая связь регионов» речь шла о новых арктических проектах, которые могут быть реализованы с развитием СМП, а также интеграции инфраструктуры Севморпути в уже действующие проекты. На сессии «Безопасность в Арктике – приоритеты» подробно обсуждалось применение Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути и механизмы сотрудничества судовладельческих компаний и морских операторов с профильными ведомствами по сбору и анализу данных в Арктике.
«В условиях переориентирования цепочек поставок на Восток, а также транспортной напряженности на участках Восточного полигона железных дорог морской порт Архангельск является альтернативным транспортным хабом для перевалки грузов. Сейчас ведется проработка вопроса включения морского порта Архангельск в проект «Росатома» и DP World (ОАЭ) «Международная контейнерная логистика», который подразумевает контейнерные перевозки через СМП между восточной и западной частью Евразии по маршруту Владивосток – Мурманск», – сообщил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
Специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов заявил, что в этом году грузоперевозки по СМП установят новый абсолютный рекорд. Особенно быстро растет транзит. В первую очередь это грузы российских компаний, идущие из портов Северо-Запада в страны АТР. «Для реализации всех запланированных проектов необходимо уже в ближайшие годы обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, – убежден эксперт. – А это потребует к 2030 году группировки не менее 14 ледоколов в западной и восточной части СМП».
О современных технологиях, предлагаемых Объединенной судостроительной корпорацией для устойчивого освоения Арктики, рассказал заместитель генерального директора по инновационному и техническому развитию ОСК Василий Бойцов. По его словам, ОСК синхронизирует свою стратегию со стратегией развития судостроительной отрасли, которую готовит Министерство промышленности и торговли России. В свою очередь, управляющий директор Китайской транспортно-логистической компании Ке Цзинь отметил, что КНР первой зашла в прошлом году на СМП и в этом году наращивает количество рейсов.
Российский морской регистр судоходства провел панельную дискуссию «Строительство гражданского флота и морской техники для Арктики» и практическую сессию «Технологический суверенитет в Арктике. Импортозамещение в отрасли судостроения».
Отдельный блок был посвящен вопросам кадрового обеспечения отрасли. В частности, на круглом столе «Возможности программы «Муравьев-Амурский 2030» для регионов Арктической зоны Российской Федерации» речь шла о расширении программы подготовки управленческих кадров для Дальнего Востока на территорию Российской Арктики. Кроме того, впервые был представлен молодежный трек. В частности, обсуждалось молодежное предпринимательство в Арктической зоне РФ.
В поддержку Форума развернулась яркая выставочная экспозиция. Правительство Архангельской области представило объединенный стенд крупнейших предприятий региона, включая Центр пропульсивных систем ЦС «Звездочка», Архангельский морской торговый порт, Архангельскую ремонтно-эксплуатационную базу флота, Архангельский траловый флот, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, «Промышленные технологии», СПО «Арктика» и др. Также большое внимание посетителей привлекли индивидуальные стенды ГК «Росатом», «Северстали», НПО «Спецкабель», «ГМС Групп», «Импорт Лубрикантс». Всего было представлено 50 экспонентов. VIP-делегация с участием губернатора Архангельской области Александра Цыбульского совершила официальный обход выставки.
На полях Форума подписано шесть соглашений о сотрудничестве.
Ключевыми площадками стали театр имени М. В. Ломоносова и площадь перед театром, где специально были возведены два конгрессно-выставочных павильона площадью 1000 кв. м. «Полярный» и «Морской».
Для комфортного общения гостей была организована открытая лаундж-зона, а также сооружен Центр деловых контактов, где участники могли самостоятельно проводить переговоры. В официальном телеграм-канале Форума на протяжении двух дней проходили онлайн-голосования по наиболее актуальным вопросам, в общей сложности на них ответили около 700 респондентов.
Около 200 делегатов посетили уникальные экскурсии на крупнейшие предприятия региона: ЦС «Звездочка», «Промышленные технологии», Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат и Архангельский морской торговый порт.
В рамках культурной программы на приветственном ужине для VIP-участников присутствовали 150 человек, на торжественном приеме от имени губернатора Архангельской области – около 1000 человек. Речную прогулку по Северной Двине на уникальном пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь» совершили 300 человек. Также все желающие смогли посетить верфь традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове и Архангельский государственный музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Форум широко освещался федеральными и региональными СМИ, аккредитацию прошли более 100 корреспондентов. Главным информационным партнером выступил ТАСС.
В дальнейшем Форум «Арктика – Регионы» планируется проводить ежегодно летом в Архангельске.
В настоящее время на завершающей стадии находится разработка мастер-планов 16 опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ. Несмотря на немногочисленность населения в масштабах России (1,6 млн человек), выбранные арктические агломерации имеют стратегическое значение для всего макрорегиона и страны в целом. Одна из важнейших задач, стоящая перед разработчиками мастер-планов и объединяющая все без исключения арктические агломерации, – это создание комфортных условий для привлечения и удержания лучших специалистов, способных принять участие в реализации стратегически важных для страны проектов на территории АЗРФ. Этой теме будет посвящена сессия «Как жить комфортно за полярным кругом: лучшие мировые практики для мастер-планов опорных городов Арктической зоны РФ». Приглашенные эксперты обсудят уже существующие инициативы в разных сферах жизни, а также региональные особенности, которые осложняют развитие городской инфраструктуры на Крайнем Севере.
Вопросы строительства за полярным кругом станут предметом дискуссии на сессии «Как строить и эксплуатировать на многолетней мерзлоте». В России общая площадь районов распространения вечной мерзлоты равна примерно 10,7 млн кв. км (около 65% всей территории). Глобальные тенденции изменения климата привели к повышению температуры воздуха и, как следствие, к таянию вечной мерзлоты. И этот процесс затрагивает все аспекты жизнедеятельности, включая сооружение и эксплуатацию промышленных, социальных и инфраструктурных объектов, чувствительность северных экосистем, безопасность проживания 2 млн людей. Чтобы снизить природные риски и предотвратить экологические катастрофы, по экспертной оценке, необходимы комплексные решения в области планирования хозяйственной деятельности, в том числе при освоении природных ресурсов Арктики, жизнеобеспечения населения, геологии, инженерно-технической деятельности, а также экологии.
На сессии «Инструменты развития арктических городов» будут проанализированы действующие программы и механизмы поддержки развития опорных населенных пунктов АЗРФ на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также новые инициативы, направленные на повышение качества жизни северян. На сегодня сложилось понимание, что необходимо создавать или дополнительно совершенствовать инструменты поддержки для привлечения частных инвестиций, без которых реализация проектов и инициатив мастер-планов будет невозможна. Это потребует объединения усилий государства, муниципалитетов и бизнеса, сложения бюджетных и внебюджетных источников. Авторитетные эксперты в ходе диалога постараются найти ответы на вопросы: как сочетать и более эффективно использовать весь имеющийся инструментарий организаций развития, как кооперация уже работает на практике, необходима ли приоритезация мер поддержки для реализации проектов мастер-планов, назрела ли необходимость донастройки существующих мер поддержки и создания новых продуктов.
Еще одна актуальная тема, которая будет поднята на форуме, затрагивает здоровье северян. Предоставление качественной медицинской помощи жителям Арктики в соответствии с действующими правилами здравоохранения затруднено из-за низкой плотности населения и рассредоточенного расселения. В такой ситуации есть потребность в поиске сбалансированных решений, которые позволят либо усовершенствовать существующие принципы организации здравоохранения, либо внедрить новые механизмы, обеспечивая при этом плавность перехода и разработку новых моделей финансирования медицины. Следует ли продолжать использовать общие стандарты организации медицинской помощи в Арктике или разработать особые (арктические) стандарты, учитывающие специфику региона, как обеспечить качество и доступность медицинской помощи в АЗРФ – эти и другие вопросы включены в повестку сессии «Арктическая медицина: вызовы и перспективы развития. Формирование национальных стандартов удаленного здравоохранения».
Одним из важных направлений государственной политики является развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики. Эта тема найдет отражение в рамках сессии «Как быть лидером в науке и технологиях в Арктике». Научно-технологический прорыв обеспечит привлечение новых кадров для работы в макрорегионе и обеспечит конкурентоспособность России как мировой научной державы и лидера в Арктике, укрепит промышленность и экономику, экологическую безопасность, повысит уровень благосостояния и качества жизни граждан. Для роста взаимодействия сектора научных исследований и разработок с реальным сектором, вывода исследований на высокие уровни технологической готовности необходимо развивать стратегические инструменты финансовой и материально-технической поддержки научной среды, а также формы кооперации между научно-технологическими единицами и трансфера компетенций, о чем и пойдет речь на форуме при участии представителей научного сообщества.
Не останется без внимания и тема внутреннего туризма. Президентом России поставлена задача – за шесть лет доля туристской отрасли в валовом внутреннем продукте должна увеличиться до 5%, а количество поездок по стране с размещением в гостиницах – до 140 млн человек. Эту задачу невозможно решить без государственной поддержки. Крайне важно участие органов власти в создании туристической инфраструктуры, развитии авиации, увеличении транспортной доступности и создании компенсационных механизмов снижения затрат как потребителей туристических продуктов, так и инвесторов, создающих объекты инфраструктуры. Участники сессии «Как Белому морю конкурировать с Черным за туриста?» обменяются мнениями о том, в каком направлении требуется донастройка мер поддержки отрасли туризма для Российской Арктики в свете того, что механизмы действующих госпрограмм содержат усредненные критерии для всех регионов страны, а это ставит северные регионы в неконкурентные условия.
II Форум «Арктика – Регионы» пройдет в период с 8 по 9 августа 2024 года в Архангельске при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Организатором мероприятия выступает Правительство Архангельской области, соорганизатором – компания «НЕВА-Интернэшнл».
Росатом обсудит интеграцию Северного морского пути в арктические проекты на II Форуме «Арктика-регионы». Форум проходит в Архангельске при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики с участием губернаторов арктических регионов.
Новые подходы в освоении Арктики обсудят на II Форуме «Арктика-регионы», который пройдет с 8 по 9 августа в Архангельске при поддержке госкорпорации «Росатом». Ключевой частью деловой программы Форума станет пленарное заседание, на котором обсудят как тренды развития арктических регионов на ближайшие десятилетия, так и роль Северного морского пути в стабильности работы всех элементов арктической экосистемы.